Особенности визуального взаимодействия с сенсорными устройствами
пособие для незрячих

Центр "Камерата" 2018 год

Оглавление

В наше время сенсорные устройства на столько глубоко проникли в нашу жизнь, что уже сложно представить, как же мы без них обходились, и речь может идти не только о смартфонах. Сенсорный интерфейс окружает нас повсюду:

Постепенный переход с кнопочного интерфейса на сенсорный обусловлен несколькими факторами, но основных из них два:

Разумеется, кроме сенсорного интерфейса бывают и иные способы взаимодействия с устройствами, например, набирающие популярность голосовые помощники, которые сейчас уже встраиваются в различную бытовую технику, но голосовые помощники на текущий момент своего развития всё-таки требуют от пользователя запоминания определённого количества команд, хотя они и пытаются "говорить" с нами на человеческом языке и этот самый человеческий язык "понимать".

Предназначение пособия

Пособие предназначено для незрячих, которые постоянно контактируют со зрячими. Мы хотели бы надеяться, что так, или иначе, все незрячие довольно плотно контактировали бы со зрячими, а не только во время учёбы, работы, или каких-либо инклюзивных мероприятий, однако, практика пока показывает, что незрячие гораздо чаще стремятся взаимодействовать с себе подобными, но даже в этом случае от встреч со зрячими таким незрячим никуда не деться. В первую очередь мы рассматриваем в качестве аудитории для нашего пособия:

Не смотря на то, что наше пособие в основном предназначено для незрячих, мы видим и ещё одно его предназначение для Зрячих работников коррекционных школ и реабилитационных центров, ведь им по роду своей деятельности приходится постоянно и плотно контактировать с незрячими.

В этом пособии мы попробуем осветить с точки зрения незрячего пользователя различия в управлении сенсорными устройствами при помощи программ чтения экрана и без них, а так же дать несколько рекомендаций. Пособие не претендует на роль исчерпывающего и основополагающего материала, однако, мы надеемся, что после чтения пособия наиболее часто возникающие вопросы отпадут.

Особенности невизуального восприятия сенсорного интерфейса

Ни для кого не секрет, что подавляющую часть информации зрячий человек получает при помощи зрения. Более того, у зрения есть замечательная особенность: за единицу времени человек может получить огромный поток информации.
Например: посмотрев в окно, зрячий человек может сразу определить: солнечно ли на улице, или пасмурно, идёт ли дождь, или на улице сухо, на сколько ветрено на улице, или же тихо, нет ли препятствий возле дома, свободна ли дорога, или придётся обходить дом из-за начавшихся дорожных работ. Давайте теперь попробуем представить, сколько шагов для этого придётся проделать незрячему:

  1. Посмотреть прогноз погоды в Интернете, при этом он может и не совпасть с прогнозом в конкретном месте, так что придётся открывать окно;
  2. Покрутить головой, чтобы почувствовать солнечный свет, или наоборот не почувствовать;
  3. Прислушаться, слышен ли шум дождя, или нет, или даже высунуть из окна руку, чтобы почувствовать, или не почувствовать дождевые капли;
  4. Прислушаться к шороху окружающей растительности, чтобы косвенно определить по шороху силу ветра;
  5. Прислушаться: не слышно ли шума тракторов, асфальтовых катков, подъёмных кранов, что косвенно будет свидетельствовать о проходящих в непосредственной близости дорожных, или строительных работах.

Разумеется, этот пример слегка гиперболизирован, однако он наглядно позволяет понять, на сколько больше действий затрачивает незрячий на то, что зрячий может охватить одним единственным взглядом.
Практически весь поток информации, который получает незрячий человек, доходит до него последовательно:

Есть и другая группа предметов, информация о которых напрямую незрячим в отличии от зрячих недоступна - предметы вне зоны досягаемости. Например, далеко стоящее дерево, экспонат в музее за стеклом, картинка на сенсорном дисплее и, если тот же экспонат иногда можно потрогать в специализированных музеях, на инклюзивных экскурсиях, или просто уговорив смотрителя музея, то в случае с далеко стоящим деревом, или картинкой на сенсорном экране всё совершенно по-другому. Мы можем сфотографировать далеко стоящее дерево, позвав зрячего помощника и распечатать фотографию на брайлевском принтере, мы можем вывести на печать содержимое сенсорного экрана и таким образом получить косвенное представление об объекте, но даже в этом случае мы, как незрячие люди, сможем изучать такие объекты только последовательно.
На принципе последовательного изучения экрана и основывается невизуальная доступность сенсорных устройств. С помощью различных жестов, реализованных в программе речевого экранного доступа незрячий пользователь может последовательно изучить все элементы на сенсорном экране, после чего составить для себя представление о конкретно вот этом вот экране, но, как только информация на экране сменится, всё нужно будет начинать сначала.
У зрячих при работе с сенсорным интерфейсом таких проблем нет: одним взглядом зрячий человек мгновенно охватывает весь экран и сразу видит, что на нём происходит. Именно поэтому сенсорные устройства так быстро осваиваются детьми. Понятные картинки сразу дают понять ребёнку, что произойдёт, если он коснётся этой картинки, а игры на сенсорных устройствах захватывают детей своей простотой и реализмом.
Незрячему же человеку для того, чтобы в полной мере овладеть сенсорным устройством приходится не только держать в памяти взаимное расположение элементов интерфейса на экране, но и запоминать некоторое количество жестов, без которых работа с сенсорным устройством будет непродуктивной, либо вовсе невозможной. В силу этих причин очевидно, что незрячий и зрячий человек работают с сенсорным устройством по-разному.
Очень часто зрячий человек, взяв в руки устройство, на котором запущены средства невизуального доступа ничего не может с ним сделать. Это как раз и происходит потому, что перестаёт работать та модель управления, к которой привык зрячий человек. Верно и другое: когда незрячий пытается попросить зрячего ему помочь, при этом не выключая средства невизуального доступа, зрячий элементарно перестаёт его понимать:

Ниже мы как раз и попытаемся ответить на самые частые вопросы о том, как же зрячие взаимодействуют с сенсорными устройствами, чтобы в случае, если, к примеру, незрячий студент попросит своего одногруппника ему помочь, этот самый студент и одногруппник элементарно друг друга поняли.

Основные элементы домашнего экрана

Первое, что встречает нас при включении устройства и возможном вводе пароля разблокировки, это - домашний экран. С некоторой натяжкой его можно сравнить с привычным нам рабочим столом Windows. На этом экране находятся ярлыки приложений, папки, а иногда и другие элементы. Домашний экран, как правило, делится на несколько частей:

Теперь поговорим об этих элементах более подробно.
В случае со страницей домашнего экрана всё более менее понятно: она предназначена для отображения ярлыков приложений и папок. Если ярлыков много, создаётся несколько страниц и между ними можно перемещаться. О жестах перемещения между страницами домашнего экрана, которыми пользуются незрячие и зрячие мы поговорим ниже. Страница домашнего экрана, как бы, обрамлена двумя другими элементами домашнего экрана: сверху находится строка состояния, а снизу панель избранного, или док-панель.
Строка состояния, как мы уже говорили выше, используется для отображения различной статусной информации. Кроме того, с помощью строки состояния можно получить доступ к панели уведомлений, в которой отображаются уведомления от различных приложений. О жестах, которые используют незрячие и зрячие для открытия панели уведомлений мы поговорим ниже. Строка состояния всегда находится в верхней части экрана и практически никогда не исчезает. Исключения бывают, как правило, только в полноэкранных приложениях, например, в играх, а так же в некоторых приложениях, написанных специально для незрячих, хотя это на наш взгляд скорее негативно, нежели позитивно, ибо незрячий при освоении сенсорного устройства постоянно должен иметь доступ к знакомым ему элементам, а в случае исчезновения одного из них у начинающего пользователя могут возникнуть проблемы с восприятием взаимного расположения элементов.
Панель избранного, или док-панель. Как мы уже сказали выше, на этой панели размещаются ярлыки наиболее часто используемых приложений, однако, в отличии от страницы домашнего экрана, её содержимое не меняется при перелистывании страниц домашнего экрана. К примеру, если мы добавим на панель избранного значки приложений телефон, контакты, сообщения и музыка, то именно эти значки и будут отображаться там, независимо от того, на какой из страниц домашнего экрана мы находимся и какие ярлыки на этой странице отображаются. Панель избранного всегда находится в нижней части экрана, но, в отличии от строки состояния, отображается на нём только в том случае, если пользователь в данный момент находится на самом верхнем уровне домашнего экрана, иными словами, если пользователь откроет какую-либо папку, находящуюся на домашнем экране, или запустит какое-либо приложение, панель избранного отображаться перестанет и для того, чтобы вновь отобразить её нужно будет вновь вернуться на самый верхний уровень домашнего экрана, закрыв папку, или приложение.

Данная схема домашнего экрана практически одинакова для двух самых популярных мобильных платформ: iOS и Android. Отличаются в ней, как правило, только количество элементов на странице домашнего экрана, или док-панели и формы значков в статусной строке.
В случае со зрячим пользователем эти отличия несущественны, модель взаимодействия с устройством практически не меняется на разных мобильных платформах. В случае же с незрячим всё не так однозначно. Например, для перелистывания страниц домашнего экрана, открытия панели уведомлений используются разные жесты, однако, непосредственно о жестах мы поговорим ниже.

Действия с содержимым домашнего экрана

Выше мы уже говорили о том, что на домашнем экране находятся различные объекты, такие, как ярлыки приложений, папки и тому подобное. Разумеется, у любого пользователя рано, или поздно возникнет желание переупорядочить эти элементы на свой вкус:

Все эти операции незрячие и зрячие пользователи проделывают совершенно по-разному. Например: чтобы перетащить ярлык из одной позиции в другую незрячий делает на нём двойное касание с удержанием, после чего перетаскивает ярлык на новое место. Зрячий же при этом делает только одно касание с удержанием.
Несколько иначе обстоит дело с удалением. Во-первых на разных телефонах одной платформы, это справедливо для Android, это выполняется по-разному: либо через контекстное меню объекта, либо перетаскиванием ярлыка на значок корзины, появляющийся в верхней части экрана. Как и в случае с перемещением ярлыков и созданием папок, незрячий при этом изначально выполняет двойное касание с удержанием на нужном ярлыке, а зрячий выполняет на том же ярлыке одинарное касание с удержанием.
Чтобы создать папку незрячий выполняет двойное касание с удержанием на одном элементе, перетягивает его на другой, после чего на домашнем экране создаётся папка, в которую перемещаются перетягиваемый ярлык и тот ярлык, на который переместили перетягиваемый ярлык. Зрячий при этом делает почти то же самое, но делает только одно касание с удержанием. Более подробно о жестах мы поговорим ниже.
В случае же с iOS удаление ярлыков осуществляется по-другому. Незрячий находит нужный объект и выполняет на нём двойное касание с удержанием, при этом включается режим редактирования главного экрана. Зрячий же выполняет, как и в случае с Android одиночное касание с удержанием, а режим редактирования главного экрана индицируется для зрячего человека потряхиванием элементов домашнего экрана. Иначе говоря, если ярлыки начали трястись, то зрячий понимает, что включился режим редактирования экрана и теперь можно перемещать элементы, а главное их удалять. Для удаления элемента незрячий, находясь в режиме редактирования главного экрана, выполняет двойное касание на элементе, который нужно удалить, после чего в открывшемся диалоге подтверждает своё действие. Зрячий делает то же самое, за исключением того, что нажатия с удержанием у него одиночные.
Режим редактирования экрана на iOS отключается автоматически, либо при нажатии кнопки "домой", или кнопки пробуждения блокировки.

Другие элементы интерфейса

Теперь немного поговорим о других элементах интерфейса современного сенсорного устройства.
Одним из главных элементов современного сенсорного устройства является панель уведомлений, на которой показываются различные события. По названию понятно, что эта панель предназначена для уведомления пользователя о чём-либо. Так оно и есть, а уведомляют пользователя установленные приложения. Раньше каждое приложение норовило выкинуть пользователю собственное диалоговое окно. Сейчас же хорошим тоном считается, если приложение поместит то, о чём оно хочет уведомить пользователя, в панель уведомлений, а уж пользователь самостоятельно решит, когда ему обратить внимание на уведомление.
Так же немаловажным элементом современного сенсорного интерфейса является панель быстрых настроек. В зависимости от платформы и производителя устройства, этот элемент может называться, например, панелью быстрых действий, центром настроек, панелью быстрых настроек, но не смотря на это, предназначение у этой панели на всех платформах и всех сенсорных устройствах одинаковое: на эту панель помещаются ярлыки различных элементов настроек.

Панель эта, как правило, редактируемая. Это означает, что пользователь самостоятельно может добавлять на эту панель именно те ярлыки, которые будут нужны именно ему и удалять те ярлыки, которым он не пользуется. Разумеется, можно так же и расставлять ярлыки в той последовательности, которая будет удобна пользователю.
На разных платформах и устройствах панель быстрых настроек может находиться в разных местах: на большинстве Android-смартфонов, например, панель быстрых настроек встроена в панель уведомлений и находится в верхней её части, а вот на телефонах, работающих под управлением iOS это - самостоятельный элемент интерфейса и для открытия этой панели на iOS существует собственный жест. О жестах мы поговорим ниже.
Так же на любой сенсорной платформе встречаются элементы, очень похожие на привычные нам по персональному компьютеру элементы:

Как вы видите, в общем случае современный сенсорный интерфейс достаточно сильно похож на интерфейс персонального компьютера, за исключением того, что взаимодействие осуществляется не с помощью клавиатуры и мыши, а с помощью пальцев. Более того, в общем случае разница между тем, как взаимодействуют с сенсорным интерфейсом незрячие и зрячие обусловлена исключительно последовательным восприятием информации, свойственным для незрячих людей и, как следствие, присутствием специализированных жестов для облегчения этого самого последовательного восприятия.

Сводная таблица жестов

В таблице ниже мы попытаемся описать наиболее часто употребляемые жесты на двух самых популярных мобильных платформах: iOS и Android. В столбце "Действия" мы будем перечислять наиболее частовыполняемые действия на экране сенсорного устройства, а в столбцах "iOS" и "Android будем описывать, как это действие выполняют зрячие и незрячие пользователи.

Действие 

iOS 

Android 

Активация выбранного элемента

Двойное касание незрячие, одинарное касание зрячие

Двойное касание незрячие, одинарное касание зрячие

Переход к предыдущему элементу

Смахивание вправо незрячие, не требуется зрячие

Смахивание вправо незрячие, не требуется зрячие

Переход к следущему элементу

Смахивание влево незрячие, не требуется зрячие

Смахивание влево незрячие, не требуется зрячие

Переход к первому элементу

Коснуться четырьмя пальцами в верхней части экрана незрячие, не требуется зрячие

Жест вверх и вниз одним пальцем незрячие, не требуется зрячие

Переход к последнему элементу экрана

Коснуться четырьмя пальцами в нижней части экрана незрячие, не требуется зрячие

Жест вниз и вверх одним пальцем незрячие, не требуется зрячие

Перемещение между страницами домашнего экрана

Смахнуть тремя пальцами в право, или влево незрячие, смахнуть одним пальцем вправо, или влево зрячие

Смахнуть двумя пальцами вправо, или влево незрячие, смахнуть одним пальцем вправо, или влево зрячие

Открыть панель уведомлений

Жест тремя пальцами вниз из строки состояния незрячие, жест одним пальцем вниз из верхней части экрана зрячие

Жест двумя пальцами вниз из верхней части экрана незрячие, жест одним пальцем вниз из верхней части экрана зрячие

Открытие пункта управления

Жест тремя пальцами снизу вверх после установки фокуса в строку состояния незрячие, жест одним пальцем вверх в верхней части экрана зрячие

Встроено в панель уведомлений, специальные жесты не требуются

Открытие контекстного меню элемента

Двойное касание одним пальцем с удержанием незрячие, одинарное касание одним пальцем с удержанием зрячие

Двойное касание с удержанием одним пальцем незрячие, одинарное касание с удержанием одним пальцем зрячие

Изменение ползунков-слайдеров

Смахивание одним пальцем вверх, или вниз незрячие, касание с удержанием одним пальцем и последующее движение по ползунку в ту, или иную сторону зрячие

При фокусе на ползунке жесты вправо в лево или влево вправо одним пальцем, либо нажатие клавиш громкости незрячие, нажатие на ползунок одним пальцем с удержанием и последующее движение по ползунку в ту, или иную сторону зрячие

Перетаскивание элементов

Двойное касание одним пальцем с удержанием и последующее движение без отрыва пальца от экрана незрячие, всё то же, но только с одинарным касанием экрана с удержанием зрячие

Двойное касание с удержанием, после чего перемещение элемента в нужное место незрячие, всё то же, только с одним касанием с удержанием зрячие

Закрытие приложения из панели многозадачности, оно же раздел последние приложения

Жест тремя пальцами снизу вверх в панели многозадачности незрячие, жест одним пальцем вверх на иконке приложения зрячие. Кроме того, зрячие могут закрывать сразу два приложения, проводя по каждому из них пальцем снизу вверх

Все приложения могут быть удалены из последних приложений по нажатию кнопки очистить все, или закрыть все. Незрячие активируют кнопку двойным касанием, зрячие одинарным

Прокрутка экрана снизу вверх

Жест тремя пальцами снизу вверх незрячие, жест одним пальцем снизу вверх зрячие

Жест двумя пальцами снизу вверх незрячие, жест одним пальцем снизу вверх зрячие

Прокрутка экрана сверху вниз

Жест тремя пальцами сверху вниз незрячие, жест одним пальцем сверху вниз зрячие

Жест двумя пальцами сверху вниз незрячие, жест одним пальцем сверху вниз зрячие

Изменение уровня детализации

Поворотом ротора незрячие, не требуется зрячие

Жестами одним пальцем снизу вверх, или сверху вниз незрячие, не требуется зрячие

Как вы видите из этой таблици, модель взаимодействия весьма похожа и в общем случае то, что зрячий пользователь выполняет в одно касание, незрячий будет выполнять в два касания. Разумеется, исключая какие-то специальные жесты, свойственные исключительно программам речевого экранного доступа.

Краткий словарь терминов

Очень часто при разговоре о современных мобильных устройствах мы слышим от технически продвинутых пользователей не слишком понятные термины. Более того, подчас эти термины способны больше запутать начинающего пользователя, нежели ему помочь, но, к сожалению, без этой терминологии обойтись никак невозможно. Дело в том, что лидирующие производители мобильных устройств находятся, как правило, не в России, а следовательно и названия своим устройствам и технологиям, используемых в них, производители, как правило, дают на Английском языке. В Русский язык это приходит, как заимствование, попутно обрастая свойственными исключительно для нашего языка формами. Ниже мы приведём краткий словарь терминов, который, надеемся, поможет вам разобраться во всём многообразии терминологии.

3DTouch (3дэТач) – технология, встроенная в дисплей i-устройства и позволяющая ориентироваться по экрану не только в плоскости, но и в пространстве. Тем самым, технология распознаёт силу нажатия на экран устройства.

AirDrop (Эйр Дроп) – технология передачи файлов по Wi-Fi и Bluetooth.

AirPlay (Эйр плэй) – наименование технологии и протокола, при помощи которых обеспечивается беспроводная потоковая передача медиаданных.

Android (Андроид) - операционная система на ядре Linux, устанавливаемая на различные устройства.

ANT+ (Эй Эн Ти плюс) - технология беспроводной передачи данных, которая в основном используется в спортивном оборудовании и различных датчиках. Например, многие пульсометры используют именно ANT+ для передачи данных.

App Store (Эппстор) – магазин приложений, раздел онлайн-магазина iTunes Store, содержащий различные приложения для устройств Apple.

Apple (Эппл) - американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения.

Apple ID (Эппл айди) - учётная запись, которую можно  использовать практически для всех служб Apple.

Apple Pay (Эппл пэй)) – система мобильных платежей, с помощью которой можно оплачивать покупки по технологии NFC в сочетании с программой Wallet и Touch ID.

AssistiveTouch (Ассистев Тач) - функция, позволяющая программно активировать или регулировать на i-устройстве те процессы, которые обычно активируются или регулируются аппаратными кнопками управления. Здесь же возможно назначать собственные жесты на некоторые простые действия.

BeiDou (Бэйдоу) - китайская спутниковая навигационная система, аналог американской GPS и российской ГЛОНАСС. 

Bluetooth (Блютус) – технология беспроводной связи, посредством которой осуществляется приём и передача данных.

EAC (И Эй Си) от англ. Eurasian Conformity -  Евразийское соответствие – знак обращения, свидетельствующий о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза ЕврАзЭС процедуры оценки. Это значит, что она соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов.

FaceTime (Фейс тайм) - технология видео/аудио звонков, включающая одноимённую веб-камеру, разработанную Apple.

Galaxy (гэлакси) - модельный ряд смартфонов от компании Samsung.

Google Now (Гугл Нау) – голосовой ассистент, разработанный фирмой Google. Доступен как на Android, так и на i-устройствах.

GPS (Джи Пи Эс) от англ. Global Positioning System –  американская спутниковая система определения местонахождения.

i (Ай) – приставка, используемая компанией Apple при наименовании своей продукции. Это сокращение от слов интернет (Internet), индивидуальный (individual), обучение (instruct), информирование (inform) и вдохновение (inspire).

IBeacon (Айбикон) – технология позиционирования внутри помещений, использующая Bluetooth для определения вашей позиции. Технология может работать таким образом, что ваш iPhone или Android смартфон может уведомлять приложения о том, что вы попали или вышли из зоны iBeacon’a. Например, используя iBeacon, рекламный материал может быть отправлен только тем покупателям, которые находятся в 70 метрах от iBeacon’а.

iCloud (Айклауд) –интернет-сервис с поддержкой push-технологий, созданный Apple, предназначенный для синхронизации и хранения данных подключённых к нему i-устройств.

iCloud Drive (Айклауд Драйв) – часть интернет-сервиса iCloud, позволяющая сохранять фото, видео, документы и музыку в iCloud.

iMessage (Аймэсидж) – название технологии и службы обмена мгновенными сообщениями, разработанной Apple.

iOS (Айос) – операционная система для мобильных устройств, планшетных компьютеров, аудиоплееров, наручных часов, разработанная Apple.

iPad (Айпэд) – планшетный компьютер, разработанный Apple, работающий под управлением операционной системы iOS.

iPhone (Айфон) –смартфон, разработанный Apple, работающий под управлением операционной системы iOS.

iPod (Айпод) - плеер, разработанный Apple, работающий под управлением операционной системы iOS.

iTunes (Айтюнс) – медиаплеер для организации и воспроизведения музыки и фильмов, разработанный Apple и бесплатно распространяемый для платформ OS X и Windows. iTunes предоставляет доступ к фирменному онлайн-магазину iTunes Store, позволяет покупать музыку, фильмы, приложения для iOS и книги.

iTunes Store (Айтюнс стор) – онлайн-магазин компании Apple, распространяющий цифровой аудио, видео и игровой медиаконтент для производимых ею электронных устройств. 

Jailbreak (Джейлбрейк) англ.  «Побег из тюрьмы» — официально не поддерживаемая корпорацией Apple операция, позволяющая открыть доступ к файловой системе i-устройства с целью расширить возможности работы с устройством, в том числе устанавливать приложения из сторонних источников.

NFC (Эн Эф Си) от англ. Near field Сommunication  –  технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, дающая возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.

Night Shift (Найт шифт) – функция, разработанная Apple, автоматически переводящая дисплей на отображение цветов тёплой стороны спектра после наступления темноты.

Play Market (Плэй маркет) - виртуальный магазин созданный  для поиска, а также установки приложений, разработанных специально для системы Android.

QR код (Кью Ар код) от англ. quick response   –  матричный код (двумерный штрих-код), разработанный и представленный японской компанией Denso-Wave в 1994 году, альтернатива классическому штрих-коду.

S Voice (Эс Войс) – голосовой ассистент, предустановленный на устройства фирмы Samsung.   

Safari (Сафари) – интернет-браузер, предустановленный в iOS.

Samsung Pay (Самсунг Пэй) – мобильный платёжный сервис, работающий на устройствах фирмы Samsung.

Screen Mirroring (Скрин Мирроринг)– функция, позволяющая просматривать видео- и аудиофайлы, хранящиеся на мобильном устройстве, на телевизоре или другом экране. Реализована на устройствах фирмы Samsung.

Shine Plus (Шайн Плас)– альтернативная программа экранного доступа, для устройств на OS Android.

Siri (Сири) от англ. Speech Interpretation and Recognition Interface - облачный персональный помощник и вопросно-ответная система, программный клиент которой входит в состав iOS, watchOS, macOS, и tvOS Apple.

Switch Access (Свич Эксес) – функция позволяет управлять Android устройством с помощью специальных переключателей.

Switch Control (Свич Контрл) - технология, позволяющая управлять i-устройством при помощи одного или нескольких переключателей. В качестве переключателя можно задействовать камеру i-устройства.

TalkBack (Ток бэк) – программа экранного доступа, разработанная компанией Google для устройств на OS Android.

Touch ID (Тач айди) – сканер отпечатков пальцев, разработанный Apple.

TTS (Ти ти эс) от англ. text to speech – преобразование текста в речь.

Voice Assistant (Войс Ассистэнт) – программа экранного доступа, с 2015 года предустанавливаемая в устройствах фирмы Samsung.

VoiceOver (Войс Овер) –программа экранного доступа, встроенная в Mac OS X и iOS.

VPN  (Ви Пи Эн) от англ. Virtual Private Network  – обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети 

Wi-fi (Вай фай) - технологии беспроводной связи, посредством которой осуществляется приём и передача данных.

Акселерометр – это устройство, измеряющее ускорение. Современные акселерометры позволяют измерять ускорение и положение устройства сразу в нескольких плоскостях.  В большинстве случаев этот модуль используется для автоматического поворота экрана. Помимо этого, сторонние разработчики создали множество полезных приложений, значительно упрощающих использование телефона. Так, существуют программы, позволяющие настроить переход в тихий режим при повороте телефона экраном вниз. Кроме того, акселерометр широко используется в играх, превращая корпус телефона в игровой манипулятор.

Виджет от англ. widget  – графический элемент интерфейса, выполняющий определённую функцию, например, показывающий прогноз погоды, время и т.п.

Геомагнитный датчик (компас) – стрелка магнитного компаса указывает на Северный полюс Земли. В телефоне компас применяется прежде всего в навигационных программах, помогая ориентироваться на местности. Кроме того, он может использоваться сторонними приложениями для самых различных целей.

Гид-доступ – функция, ограничивающая использование устройства одной программой и позволяющая определять, какие функции программы будут доступны.

Гироскоп – это устройство, измеряющее углы поворота относительно неподвижной системы координат. Он может измерять углы поворота в нескольких плоскостях одновременно.  Современный гироскопический датчик имеет компактные размеры и используется в портативных устройствах. Взаимодействуя с акселерометром, он способен определять положение мобильного устройства в пространстве с высокой точностью. В тех моделях, где используется только акселерометр, точность измерений ниже, особенно при быстром перемещении.

ГЛОНАСС   (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) –российская спутниковая система навигации.

Датчик освещённости – помогает устанавливать оптимальные значения яркости и контрастности для данного уровня освещённости. Датчик позволяет увеличить время работы от батареи и повышает комфортность использования телефона.

Датчик приближения (англ. Proximity Sensor) – определяет приближение объекта без физического контакта с ним. Например, датчик приближения, установленный на мобильном телефоне, позволяет отключать подсветку экрана при приближении телефона к голове пользователя во время разговора, останавливать сообщения синтезатора речи и пр.

Датчик Холла (англ. Hall Sensor) – по принципу работы схож с магнитометром. Однако в телефонах он не определяет напряжённость магнитного поля по нескольким осям, а лишь реагирует на усиление магнитного поля, вызываемое приближением магнита. Производители чехлов и смарт-обложек используют датчик Холла для реализации дополнительных функций - телефон может автоматически разблокироваться при отдалении обложки от экрана или выводить часы и другую информацию через окно в чехле за счёт встроенных в него магнитов. Такой датчик может быть полезен навигационным программам для более точного определения местоположения и ускоряет «холодный» старт GPS.

Евротест – соответствие товара европейским стандартам качества.

Залоченный – смартфон жёстко привязанный к определенному оператору мобильной связи.

Карта памяти – компактное электронное запоминающее устройство, используемое для хранения цифровой информации.

Кэш-память (англ. cache memory) — сверхоперативная память, используемая для временного хранения промежуточных результатов и часто используемых данных.

Облачное хранилище данных от англ. Cloud Storage – модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. Данные хранятся и обрабатываются в так называемом «облаке», которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой виртуальный сервер. Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

Пиксел от англ.  piсture′s element – наименьший логический элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике или физический элемент матрицы дисплеев, формирующих изображение. 

Подкаст - либо отдельный аудио или видеофайл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном ресурсе Интернета, с возможностью подписки. Как правило, подкасты имеют определённую тематику и периодичность издания.

Подкастинг (англ. podcasting, от  iPod и  broadcasting) – процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио и телепередач в Интернете.

Промокод – комбинация символов, которая предоставляет бонусы и применяется в интернет-магазинах при оплате заказов.

Разлоченный от англ. unlocked (разблокированный) – смартфон, не привязанный к какому-либо оператору.

Ростест - соответствие товара российским стандартам качества.

Умные часы  (англ. smartwatch) также Смарт-часы  –компьютеризированные наручные часы с расширенной функциональностью (кроме стандартного слежения за временем).

Учётная запись – хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания и предоставления доступа к его личным данным и настройкам. В качестве синонимов также используются разговорное «учётка» и сленговые варваризмы «акк», «акка́унт» и «экка́унт» (от англ. account «учётная запись, личный счёт»).

Штрих-код (англ. bar code) –  графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, предоставляющая возможность считывания её техническими средствами - последовательность чёрных и белых полос, либо других геометрических фигур.

Заключение

В этом пособии мы попытались описать сходства и различия во взаимодействии с сенсорным интерфейсом зрячих людей, и пользователей программ чтения экрана, как правило, лишённых зрения. Так же мы попытались рассказать об основных элементах интерфейса мобильных платформ и дать определение наиболее часто встречающимся терминам. Мы надеемся, что это пособие позволит людям с проблемами зрения лучше понимать, как зрячие взаимодействуют с сенсорным интерфейсом, а зрячим понимать, что человек с проблемами зрения с достаточной степенью продуктивности может пользоваться практически любым сенсорным устройством.